Три Гуны

Три гуны материальной природы

три гуны
три гуны

Вся философия индуизма и йоги построена на понятии о Пракрити – фундаментальной основе возникновения Вселенной. Пракрити – это первопричина всего сущего, считается женским началом, который контактирует с Пурушей – началом мужским. Сама Пракрити находится в уравновешенном состоянии, которое поддерживают три гуны или качества. Гуны создают и сдерживают природную энергию, материю и сознание в том виде, в котором их может наблюдать каждый человек.
Три гуны материальной природы находятся в каждом атоме и, соответственно, в каждм живом существе и объекте. Однако, в каждом из них концентрация или соотношение гун разное. Люди, достигшие определенного духовного развития смогли не только изучить три гуны, а смогли также научиться управлять ими. Действуя с помощью собственного сознания, а также в результате взаимодействия и воздействия внешних объектов, образа жизни и мыслей, такие люди могут преувеличивать или преуменьшать содержание гун в своих оболочках. Для чего это нужно? Прежде всего, для очищения и продолжения духовного развития выше. Для того, чтобы понять, как действуют три гуны материальной природы, необходимо разобраться в их свойствах.

Итак, три гуны материальной природы  Пракрити: Тамас Раджас Саттва

Тамас
Раджас
Саттва

Гуна материальной природы Тамас

Тамас переводится как тьма. Тамас это состояние инерции, пассивности и привязанности к низшей материальности. Тамас проявляется в виде невежества и вводит в заблуждение всех существ, отвлекая их от духовных истин. Люди, у которых преобладает тамас, склонны к вредным привычкам, к лени, унынию, и пребыванию в зависимости от закоренелых стереотипов.
Для уменьшения количества тамаса необходимо исключить из рациона тамасические продукты, не переедать, не пересыпать, не бездействовать, стараться избегать собственной пассивности и ситуаций, вызывающих страх. Тамасичные продукты включают в себя мясные блюда, алкоголь, корнеплоды, химически обработанные, переработанные или рафинированные продукты питания.

Гуна материальной природы Раджас

Раджас – это состояние энергии, действия, изменения и движения. Характер раджаса – это притягательность, привязанность. Раджас делает из людей рабов, заставляя их чрезмерно любить то, чем они занимаются или тех, кем озабочен их разум. Такие люди легко определяются по имеющемуся у них чувству зависти, корысти, постоянного беспокойства, жгучего желания достичь поставленных целей (чаще всего недуховных), у них резко проявляется эгоизм и они очень любят наслаждаться различными иллюзорными вещами.
Чтобы уменьшить количество раджаса, необходимо избегать употребления соответствующих продуктов питания (сахар, соль, чай, кофе, еда с чрезмерным количеством специй, слишком горячая или холодная, и т.д.). Также, необходимо избегать трудоголизма и перегрузок, не слушать громкую музыку, не размышлять над одним и тем же слишком долго, не наслаждаться чрезмерно данными благами.

Гуна материальной природы Саттва

Саттва – это состояние гармонии, равновесия, радости и интеллекта. Саттва является гуной, с помощью которой йоги достигают просветления. Для увеличения саттвы нужно, прежде всего, сократить влияние раджаса и тамаса до минимума. Нужно учиться наслаждаться окружающей средой, своей деятельностью и деятельностью других людей, нужно искать радость в привычных мелочах и жить принципом “здесь и сейчас”. Не стоит забывать о саттвичном питании. Саттвические продукты включают в себя зерна, бобовые, свежие фрукты и овощи, которые растут над землей.
Все йогические практик были разработаны для обретения саттвы в уме и теле. Таким образом, практикуя йогу и соблюдая йогический образ жизни, человек поддерживает высокую концентрацию саттвы в своем теле, уме и душе.

Три гуны материальной природы и ум

Психологические качества ума являются крайне нестабильными, поскольку они подвластны силам гормонов, мыслям или внезапным изменениям в окружающей среде. Поэтому, вполне нормально, если человек время от времени колеблется между различными гунами материальной природы. Однако, преобладающая гуна ума действует как линза, которая влияет на наше восприятие и перспективу мира вокруг нас. Таким образом, если ум человека находится в раджасе – он будет воспринимать события хаотично, запутанно и будет реагировать на них в требовательном тоне.
Все гуны являются веревками, привязанностями и поэтому они привязывают человека к своему эго. В Бхагавад-Гите сказано, что лишь тот может достичь просветления, кто сумел возвыситься над всеми тремя гунами материального мира.
Почему даже благостная саттва должна быть сожжена? Потому, что для истинного йогина не существует понятий об отождествлении мира с какими-либо понятиями: “хорошо”, “посредственно”, “плохо”, и так далее. Для истинных йогов мир неделим, в нем нет ничего того, что можно сравнить с другим. Нет ни невежества, нет ни благости. Только тот, кто сумел понять это и пронести через себя – становится просветленным.

Leave a Reply

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.