Йога есть прекращение деятельности сознания. Существует пять видов деятельности сознания – загрязненные и незагрязненные:
1) Истинное познание
2) Заблуждение
3) Ментальное конструирование
4) Сон
5) Память.
Истинное познание – это восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство. Заблуждение есть ложное знание, основанное не на собственной форме реального объекта. Ментальное конструирование лишено референции и проистекает из вербального знания. Сон есть специфическая деятельность сознания, опирающегося на отсутствие познавательных содержаний. Память есть сохранение (букв. “неутрачивание”) прошлого опыта.
Их прекращение достигается благодаря практике и бесстрастию. Практики есть непрерывное усилие по сохранению устойчивости сознания. Но она становится прочно укорененной только тогда, когда ее придерживаются в течение длительного времени без перерыва и с должным вниманием.
Бесстрастие есть состояние полного преодоления у того, кто свободен от влечения к чувственным объектами целям, освященным традицией. Оно – высшее. Благодаря постижению Пуруши исчезает влечение к гунам. Оно – сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности, рефлексии, блаженства и самости.
Другое сосредоточение, при котором остаются только формирующие факторы, предваряется практикой, обуславливающей прекращение деятельности сознания. Бессознательное сосредоточение, обусловленное существованием, бывает у бестелесных и растворенных в первопричине существ. У других существ бессознательному сосредоточению предшествуют вера, энергия, памятование, созерцание и мудрость. У наделенных сильной устремленностью сосредоточение – в непосредственной близости. Однако, и в этом случае тоже имеется различие ввиду слабости, умеренности или интенсивности устремлений. Также, сосредоточение достигается вследствие упования на Ишвару.
Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, ее созреванием и скрытыми “следствиями”. Семя всезнания в нем не имеет себе равных. Он – учитель также и древних, ибо он не имеет временных различий. Его вербальное выражение – священный слог ОМ. Йог практикует его рецитацию и сосредоточение на его объекте. Отсюда – постижение истинной сущности сознания, а также устранение препятствий.
Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоздержание, ложное восприятие, неспособность достижения какой-либо ступени сосредоточения, отсутствие стабильности при сосредоточении – эти отвлечения суть препятствия. Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи сопутствуют рассеянным состояниям сознания. В целях их устранения – практика с одной сущностью.
Очищение сознания достигается культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку. Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания. Также, сверхчувственная деятельность относительно соответствующих объектов при своем возникновении вызывает ментальную стабильность. Созерцание, имеющее объектом тех, кто свободен от желаний имеет такой же эффект.Или же сознание, опирающееся на восприятие, полученное в сновидении либо во сне без сновидений. Или благодаря созерцанию того, что приятно.
Могущество Ишвары распространяется на все – от атома до величайших объектов.
Сосредоточение есть состояние “окрашивания” тем объектом, на который сознание опирается, то есть на субъект познания, на познание и на объект познания, когда развертывание сознания прекращено, как в случае с драгоценным камнем. Здесь сосредоточение “с умозрением” лишено отчетливости ввиду различия между словом, объектом и понятием.
Недискурсивное сосредоточение есть такое состояние сознания, когда оно, полностью очищенное от памяти и как бы лишенное собственной формы, проявляет только объект. Таким же образом объяснены рефлексивное и нерефлексивное сосредоточения, имеющие “тонкий” объект. Свойство быть “тонким” объектом имеет своим ограничением “отсутствие признака” как исходное состояние первопричины.
Именно такие виды концентрации и есть сосредоточение, обладающее семенем. При искусности в нерефлексивном сосредоточении возникает внутреннее спокойствие. Мудрость, обретенная при этом, называется “несущей истину”. Она, ввиду специфики своей направленности, имеет иной объект нежели мудрость, обретенная на основании услышанного или на основании логического вывода. Формирующий фактор, порожденный такой мудростью, является препятствием для других формирующих факторов. При устранении и этого формирующего фактора наступает сосредоточение, “лишенное семени”, ибо вся деятельность сознания прекращена.