Древняя практика випассана медитация
Другой древней практикой, относящейся к медитации является випассана. Она известна из Сатипаттхана-сутты, трактата времен самого Будды. Випассана медитация – это практика, которая постепенно, но твердо культивирует присутствие осознанности в человеке. Ее следует выполнять время от времени в течении нескольких лет. Во время выполнения випассаны, ученик должен концентрироваться на определенных аспектах собственной сущности, учиться замечать все больше деталей своего “я”, учитывая приходящий опыт и события жизни. Это очень мягкая, “дружественная” техника, однако выполнять ее следует с максимальным вниманием и тщательностью. Випассана построена таким способом, чтобы пробуждать в человеке как можно больше чувственности, восприимчивости. Он учится замечать самые мелкие детали своего тела и ума, учится управлять ими, чувствовать и осознавать, слушать и познавать их. Со временем он обретает умение видеть собственные мысли со стороны и словно отрешаться от них, наблюдать их со стороны.
Учение совершенного внимания и концентрации випасана медитация
Объектом практики випассаны является учение совершенному вниманию. Многие думают, что умеют это делать, но они сильно заблуждаются. В этом можно убедиться, если подумать, что человек уделяет так мало внимания своему собственному жизненному опыту, что он подобен мертвецу. Он настолько невнимателен, что даже не замечает того, что невнимателен. Это – еще одна уловка древних традиций, познав которую, можно подняться на одну ступень выше своей духовной лестницы.
В процессе обретения осознанности (а он не быстрый), человек постепенно начинает отделять себя от своего эго. Он начинает видеть, что эго – всего лишь иллюзия, мешающая жизни в благости. В процессе осознания человек начинает открывать для себя мир заново, он видит правду. Это не просто мимолетное наслаждение, не случайная радость. Если человек стал на верный путь, то он непременно увидит, каким сложным и многослойным является мир на самом деле, какой он глубокий и разнообразный. Если вы ощущаете что-то подобное – вы на правильном пути.
Випассана медитация похожа на психическую тренировку, она позволяет увидеть мир по-другому. Она подскажет, как ощутить все, что происходит с вами, вокруг вас и внутри вас. Это – поистине волшебный процесс наблюдения за собой, познания новых граней. Только такой подход к данной практике может обеспечить шансы на успех.
“Не имеет значения, чему меня учили. Нужно забыть о всех теориях, предрассудках и стереотипах. Я хочу познать истинную жизнь. Я хочу узнать, что означает пробудиться и жить в этом состоянии. Я хочу разобраться, что такое истина, хочу ощутить всю глубину данной мне жизни, но только с собственной помощью, без чьих-либо объяснений и описаний. Я хочу узнать всё это.” Если вы будете выполнять медитацию с таким подходом или приблизительно таким, вы обречены на успех. У вас не будет иного пути, кроме как прийти к факту осознания мира таким, каким он есть на самом деле. Это будет бесценнейший опыт, который невозможно описать. Невозможно забыть. Он стоит того, чтобы стремиться к нему.
Випассана бхавана в сутрах
В сутрах Палийского канона можно встретить такое понятие, как “випассана-бхавана”. “Бхавана” происходит от слова “бху”, что означает “расти” или “становиться”. Поэтому, “бхавана” означает культивацию, которая относится исключительно к уму. Психическая культивация. Само слово “випассана” имеет двойное происхождение: “пассана” значит “видеть” или “воспринимать”, а “ви” – это целый комплекс различных значений. Например, “особый путь”. Или “сквозь”, “чрез”. Отсюда следует, что полное значение этого слова состоит из разных составляющих, которые объединяются в одну суть. Понимание этого активизирует ум, направляет его на путь просветления. Медитативная практика випассана-бхаваны позволяет ученику обретать проницательность и полное понимание мира.
Практика випассаны тренирует в человеке особый дар видения мира. Она воспитывает осознанность, дает возможность увидеть реальный мир. И этот процесс осознанности на самом деле кардинально отличается от нашей повседневной жизни, потому что большую часть времени мы даже не отдаем себе отчета в том, что мы делаем, зачем мы это делаем и что происходит вокруг нас. К тому же, рядом с нами всегда присутствует сито стереотипов, привязанностей, бесконечного потока мыслей. Мы подвержены своему внутреннему миру, который желает наслаждаться и бороться с болью. Мы живем в страхе, тратим энергию впустую и тщетно ищем прибежище там, где его не может быть. Тем временем мир остается прежним, знаем мы о нем или нет. Именно поэтому нужно выполнять практику випассаны. Она дает возможность игнорировать бесконечный поток ложного мира и суеты. Ирония заключается в том, что истина приходит лишь тогда, когда перестаешь бежать за ней.
Ощущение наполненности, целостности возникает, когда человек обретает умение полностью расслабляться и отказываться от своих желаний. В спокойствии можно познать красоту. Истинная красота видится при полном отсутствии иллюзий, боли, ощущения опасности. Это – не фантастика, не мистика и не эзотерика, это самое действенное и реально существующее учение, позволяющее любому человеку достичь своей главной цели в жизни.
Буддизму уже 2500 лет, и любая его система, практика или доктрина имеет многослойную почву, проверенную не одной сотней лет. Тем не менее, основная позиция буддизма всегда полностью эмпирична и антиавторитарна. Гаутама Будда был антитрадиционалистом и весьма неортодоксальным человеком. Он предлагал свое учение в таком виде, чтобы оно могло подойти каждому, он не принимал догм и постулатов. Вся суть его проповедей могла поместиться в одну фразу: “Иди и смотри”. Он часто повторял своим ученикам: “Не ставьте ничью голову выше своей”. Это означает, что не нужно сотворять себе кумиров, слепо следуя их словам, а нужно самому познавать истину и идти к цели.
Приведенная в этой статье информация может помочь вам начать свою практику. Каждое слово содержит истину, главное – захотеть узреть ее. Здесь не приведены строгие правила и законы, которым нужно следовать, единственное, что важно – это ваше собственное восприятие материала. Здесь нет ничего, кроме правды. Вы должны научиться корректировать собственное восприятие чужих слов, это расширит ваш кругозор. По сути, это уже будет являться началом практики.
Далее будет представлено еще немного информации, касающейся буддистской философии и непосредственно практики випассаны.
С точки зрения буддизма, люди – это очень специфические существа. Они считают непостоянные вещи постоянными, не замечая изменений вокруг себя. Они не видят, что только лишь процесс изменений вечен. Каждую секунду тело стареет, стареют листы бумаги, разрушаются стены, молекулы вибрируют с огромной силой и скоростью, но этого никто не видит. Человек настолько невнимателен, что не замечает ничего вокруг себя. Вместо этого он создал целую концепцию “я”, книг, стен и молекул. Так и не поняв их истинной сущности. Однако, все можно изменить. Любой, кто захочет, может научиться видеть красоту мира, слышать его симфонию и чувствовать его танец. Это всего лишь вопрос времени и старания.
Наши повседневные человеческие привычки иногда достигают апогея тупости. Мы не реагируем на 99% приходящей извне информации. Мы обращаем внимание лишь на то, на что привыкли его обращать. Например, вы сидите в полной тишине. Где-то далеко залаяла собака. По сути, если изучить этот звук, то он красив, сложен и гармоничен. Однако, в связи с выработанными годами стереотипами и подсознательными установками, лай похож только лишь на раздражитель. Более того, этот звук вызовет у нас волну мыслей насчет того, что, собака, наверное, теперь будет лаять всю ночь и не даст уснуть. Это очень плохо и нужно устранить ее. Например, можно позвонить в полицию. Или приобрести затычки для ушей… И так далее. Все это – лишь иллюзорные привычки, ничего не имеющие общего с правдой. Конечно, эта ответная реакция на лай собаки имеет физиологическую подоплеку – нервные процессы заставляют нас делать и мыслить именно так. Тем не менее, у нас есть сознание, с помощью которого мы должны научиться в совершенстве владеть всеми этими процессами. Первым шагом на пути к управлению является элементарное понимание, анализ своих ошибок. Уничтожение предубеждений путем элементарного наблюдения за ними.
Буддизм считает, что люди воспринимают мир диаметрально противоположно его сути. Мы смотрим на то, что причиняет нам боль и считаем, что это – счастье. Причина этой боли – желания, которым мы постоянно потакаем. Что угодно может подойти под это описание – вожделение, голод, жадность. В любом случае это вызывает у нас нежелательные и вредные чувства.
Если вы еще испытываете беспокойство время от времени – это хорошо. Беспокойтесь. Волнуйтесь. Переживайте. Это тоже процесс, который имеет свои ступени. Все, что вы должны сделать – это посмотреть на тревогу со стороны, подумать о ней и об ее источнике. Не нужно отталкивать это чувство, потому что отталкивая что-то, мы концентрируемся на нем еще больше прежнего. Что создает двойное волнение. Лучше всего займитесь практикой випассаны. Вы можете использовать ее когда угодно и где угодно.
Чему учит випассана медитация
Випассана медитация учит нас видеть процессы, происходящие в нашем сознании со стороны. Она помогает нам изучать всё, что там находится, а в результате это дает возможность обрести полное спокойствие и ясность ума. Мы точно так же можем жениться или выйти замуж. Мы можем построить дом и родить детей. Мы можем делать все дела по-прежнему. Но мы не будем подвластны страсти эго, мы будем пребывать над ним.
Практика подобной медитации ведет за собой множество других приятных факторов. Занимаясь регулярно, вы почувствуете, как вновь обретаете интерес к прежним вещам, будете ощущать больше радости, сможете растить любовь. Покой и истина будут сопровождать вас на каждом шагу, чем бы вы не занимались. Это и есть суть буддизма – видеть вещи такими, какие они есть.
Випассана медитация является комплексом учебных практик, которые постепенно влияют на мировосприятие человека. Наряду с привычной реальностью, он обретает новое понимание и видение окружающей среды. Он принимает и понимает весь вихрь своих чувств, мыслей и действий, но укрепляется в том, что они подвластны ему полностью. После чего ученик может сделать так, что он станет нераздельным со вселенной, одновременно не привязываясь ни к чему, что существует. Он не реагирует даже на злобу других, потому как отрекся от ложного чувства эго, порождающего всякое зло.
Уничтожьте одну единственную иллюзию, и вся вселенная станет другой для вас. Однако, не ждите, что это произойдет в один миг. Подумайте о том, что всю жизнь вы строили определенную концепцию своей жизни, а это значит, что построить другую будет тоже непросто. Доверьтесь течению времени, выполняйте медитации регулярно и результат обязательно прийдет. Шаг за шагом, все плохое улетучится.
На самом деле, “я” – это тоже процесс. Это понятие, которое мы создаем и над которым постоянно работаем. Выполняя випассану, мы более детально видим процесс и результаты этой работы. У нас появляется выбор, мы можем менять свое “я”, уничтожая или создавая его. Медитация дает нам выбор.
Это есть основные концепции медитации випассаны. Она имеет множество ступеней, каждая из которых приближает занимающегося к ответам на фундаментальные вопросы всего человечества. Они не приходят быстро, но результат очевиден. Трансформация, которая происходит с каждым, кто практикует медитацию, приносит физическое и ментальное здоровье, чистую любовь, спокойствие и благополучие. Результат измеряется часами, проведенными в практике. Ее преимущества заключаются в том, что она не давлеет над вами, не заставляет вас что-то делать, только вы выбираете, пользоваться ее благами или нет.
Випассана – это настоящий опыт, отличающийся от простой теории. Практикуя эту медитацию, вы обретаете тонкие чувства, с помощью которых вы можете познать истину своего “я” и окружающего мира. Вы не сидите и не рассуждаете о тонких гранях эстетики. Вы живете. Випассана учит, как это делать лучше всего.
Google