Трансперсональная психология – выход за пределы эго
Есть в природе нечто, что не любит стен
и хочет их разрушить.
Психология как наука всегда пыталась дать ответы на вопросы касающиеся познания человеческой сущности или интерпретировать поведение человека во всех его стимулах, мотивах и поступках за пределами эго. Психика как совокупность когнитивных, аффективных и поведенческих проявлений все больше и больше порождает вопросы, ответы на которые все тяжелее найти с точки зрения того самого психоанализа, бихевиоризма или же когнитивной психологии, которая заняла лидирующие позиции в мире науки. Трансперсональная психология, которая сначала являлась ответвлением гуманистической психологии и питала свои идею сначала, например, с концепции А. Маслоу, занимает на сегодня достаточно значительную часть психологической мысли. И этому объяснение, как по мне, простое, по сколько сайентизм (ориентация на науку как на истину познания мира) во многом уступает антисайентизму, который утверждает, что все проблемы, которые мы имеем на сегодняшний день являются результатом научной деятельности человечества. Трансперсональная психология питается наоборот отойти от устоявшихся догматов науки и сделает свою почву на самоактуализации личности путем традиционных практик и методов, которые она использует в своей терапии. Не зря трансперсональную психологию многие именуют квазинаукой, которая не имеет достаточних оснований называться наукой из-за недостатка закономерностей и законов, принципов и эмпирических подтверждений. Но следует вспомнить того самого А. Пуанкаре и его конвенционализм, который говорит, что любая парадигма в науке является договором ученых в данной области. Так что же мы тогда можем считать чистой воды наукой ??!
Следует заметить, что трансперсональная психология не появилась не из чего. Я имею виду, что психология как наука дала свой толчок для разработки теории и практики, аппарата науки как таковой. Основные идеи трансперсональной психологии на ее основании были взяты, как отмечалось выше, с гуманистической психологии. Представители гуманистов утверждали, что самоактуализация личности является главной целью на пути жизненных переживаний и психологических состояний, что проявлялось в субъективном и объективном опыте. Первое раскрывает опыт человека в его связью с природой, всем человечеством и даже космосом, а второе – факторы, которые влияют на нас в совокупности всего, что нас окружает на микро- и макро- уровнях. Но фундамент, который заложила гуманистическая психология для трансперсональной устоялся, окреп и трансперсональность как феномен вышла на новый уровень. Любая идея есть результатом истории ее творения, так и с трансперсональной психологией. Протонаука, которая является матерью всех наук, а именно философия древности, древних духовных традиций Востока и Запада дала настолько богатые медитативные практики, духовный опыт, что гуманистические идеи скоро себя исчерпали в глазах трансперсональной психологии стали для нее всего лишь скелетом истории и основой для пояснения общих процессов в данной области. Медитативные практики и трансперсональные состояния личности, вот что интересует трансперсональнаю психологию в 21 ст.. Психологи данной отрасли утверждают, что традиционные взгляды на психику человека потерпели крах, по сколько они упустили такие важные факторы формирования личности как духовность в ее формах переживания, изменения сознания и других психологический состояний человека.
Особенностью школы трансперсональной психологии является то, что она соединила, сделала своеобразный синтез всех знаний духовных практик для самоактуализации личности и отвергла модель человека как механизма, доминанты разума над чувствами, что истина недосягаема (скептицизм). Трансперсональная психология выработала свою парадигму восприятия мира и утверждает, что все есть единое, неподдельное и каждый из нас есть зеркалом Вселенной. Мы есть микрокосмосом в миниатюре, который отображает все что происходило в данный момент и будет происходить. Идея про Вселенную внутри нас раскрывает возможность восприятия всего опыта который когда – либо был или будет и помогает нам понять, что все едино, ничего не происходить бесследно и просто так, понять в первую очередь нас самих, нашу сущность и неделимость с миром, с природой, со всей Вселенной.
Трансперсональная психология практики. Учение Уилбера
Основной интерес в 21 ст. трансперсональной психологии направлен на изучение практик в области:
1) Развитие и расширение сознания личности;
2) Духовный и религиозней опыт всех народов мира;
3) Целостность личности.
Первое рассматривается в рамках учения Кенона Уилберома, который является очень известным философом в США в области интегрального подхода, который гласит, что все открытия которые когда – либо были есть результатом чего-то едино целого, которое следует рассматривать для достижения истины. Другими словами, чтоб не было плюрализма никому ненужных знаний и методов для достижения поставленной цели. В рамках трансперсональной психологии Уилбером была разработана идея «спектра сознания» выходя из которой восприятие личностью бытия и материи проходит три стадии:
1) преэгоическая (доличностный уровень развития);
2) эгоическая (личностный уровень развития);
3) трансэгоическая.(трансперсональный уровень развития).
Уилбер пишет, что человек, который развивается идет по пути комплексного и осознанного пути и основной его целью есть расширение спектра сознания через интегральный подход изучения мира и человека в нем.
Рассматривая духовный и религиозный опыт как направление в изучении трансперсональной психологии, следует отметить, что духовность для человека есть центральной проблемой, которые пытаются решить транспсихологи всего мира. Проблема заключается главным образом в том, что повседневная действительность заставляет менять отношение человека к вопросам более важным, нежели приземленным, в результате мы имеем социализацию личности по пути машины потребления, но никак не духовности и самоактуализации, познании себя хотя бы частично, осознании индивидуальности каждого из нас.
Трансперсональная психология Грофа
Станисав Гроф, основоположник трансперсональной психологии, утверждает, что социальные роли, которые являются чем-то сложным, тем самым разъединяют целостность личности. Данные роли через некоторое время покидают нас и не дают нам быть самим собой. Потому проблема духовности и поиска себя есть центральной для транспсихологов.
Целостность личности – это процесс синтеза основных структур психики человека, которое ведет к гармонии и душевному здоровью личности. Идею целостности личности разработал Роберто Ассаджиоли, который утверждал, что утрата смысла существования, отсутствие позитивных ценностей и наличие противоречий могут привести к психическим расстройствам и заболеваниям. Если структуры психики приобретают единую картину, то человек набирается энергией жизни и его прогресс на пути к самоактуализации преобретает целостный характер, жизнь становиться осмысленной и целенаправленной. Ассаджиоли как представитель трансперсональности в своей теории психосинтеза раскрывает ряд задач, которые должен поставить перед собой человек для психического здоровья, а именно: познание своего духовного Я, обретение гармонии с самим сабой и внутренним миром и здоровые отношения с людьми и миром.
Трансперсональная психология основные положения
Поняв основные направления, по которым трансперсональная психология строит свою теорию, можно выделить основные принципы, то бишь основополагающие положение, по которых трансперсональная психология живет:
1. Принцип единства всего, что есть во Вселенной;
2. Принцип самоактуализации личности;
3. Принцип развития сознания за пределы привычного;
4. Принцип духовного здоровья.
Вся методология, которая имеется на сегодня в трансперсональной психологии, являет собой трансперсональную терапию, которая питается достичь поставленных целей духовного здоровья личности, его целостности и самоактуализации.
Трансперсональная терапия – это метод трансперсональной психологии, который позволяет работать с подсознательными слоями психики для лечения вытесненных психотравм. Транспсихологи утверждают, что все психотравмы, которые скрываются в нас не дают нам развиваться по позитивному пути. Только трансформация всего негатива, который в нас заложен, на позитивную энергию через трансформацию поможет нам понять суть психотравмы и исцелиться. Только вот вопрос в том, как освободить эту энергию ? Трансперсональная психология идет по пути трансперсональних состояний, в которых человек переживает эти психотравмы, что является своего рода катализатором поиска ответа на вопрос и как результат выделение внутренней энергии человеком для исцеления. Это состояние можно назвать метафизическим и совсем не вредоносным. Просто человек через данную практику питается взглянуть на проблему не путем вытеснения, а путем правильного восприятия и понимания. Тем самым личность освобождается от психотравмы. Взгляд на проблему проходит не шаблонным, навязанным обществом сценарием поведения, а приобретает новый качественный уровень осознания и как следствие решения, переходит в режим контроля ума и эго.
Трансперсональная психология практические методы. Холотропное дыхание, Ребёрфинг.
В трансперсональную терапию входят такие распространенные практики (методы):
1. Холотропное дыхание;
2. Ребёрфинг.
3. Экзистенциальные практики;
4. Медитации и йога.
Первые две практики относятся к дыхательным практикам, которые имеют свои особенности и каждая из них на сегодня имеет свою технику и число поклонников. Данные техники вызывают комплекс переживаний у человека, которые ведут к разным результатам в соответствии с приемами, которые применяются в техниках и тем самых разделяют их.
Экзистенциальная практика затрагивает основные категории, которыми оперирует экзистенциальная психология. В первую очередь это смысл жизни и комплекс ценностей личности. Сама практика проходит в активном монологе поиска личностью смысла в совокупности вспомогательных средств.
Медитации есть частью этнокультурных и старинных духовных практик, которая призвана активировать внутренний потенциал и достичь самоисцеления.
Данная практика используется как оздоровительная и несет в большинстве случаев духовно – религиозный опыт.
Как правило, все практики в трансперсональной психологии имеют комплексный характер, потому используются сообща. Следует понимать, что изучение духовных практик и традиций в ракурсе индуизма, буддизма, кабали, суфизма и др. раскрывают новые техники и приемов. Все эти направления входят в предмет изучения трансперсональной психологии и направлены на поиск полной картины мира и реальности бытия.
Можно утверждать, что основа трансперсональной психологии имеет очень спорные и тяжелые для восприятия тезисы такие как абсолютная истина, жизнь после смерти или отвержения транспсихологами универсальных научных методов. Но важно понять, что отсутствие ответов на вопросы делает экспансии данной области знаний все популярней и обоснованней. Духовное развитие, путь к самоактуализации и постижение самого себя – не так уж плохо для психического здоровья. Главное что бы каждый нашел свой путь к истине и те ключи по пути были сопоставимы с его индивидуальностью.
Васильковский Илья