Холотропное дыхание – психопрактика трансперсональной терапии
Дыхание — это нить, связывающая всё мироздание воєдино. (с)
Все началось в 50-е года 20-го столетия, когда область исследований психоактивных веществ и их влияния на сознание человека и центральную нервную систему набрало большого размаха. Станислав Гроф и его исследования в области ЛСД – первый шаг на пути к открытию холотропного дыхания как практики в трансперсональной психологии. Но начнем сначала с психоделических веществ, которые были первым объектом исследования Грофа. Психоактивное вещество в самом широком смысле понимая – это искусственного происхождения вещество, которые непосредственно имеет влиятельный эффект на центральную нервную систему, что в результате приводит к определенным психическим состоянием. Ни для кого не секрет, что данного рода вещества могут иметь отрицательный характер на становлении личности и целостности структур психики человека как таковой. Но можно рассматривать психоактивные вещества как средство в медицине, которые несут положительный характер в борьбе с психическими расстройствами или как средство анестезии. Исследования Грофа в области ЛСД, что является психоактивным веществом, привели его к новой картографии сознания человека, его психики, но в скором времени данного рода вещества были запрещены, и ученому с мировым именем ничего другого не осталось как отказаться от экспериментов в области ЛСД и его влияния на сознание человека. Так и появилась дыхательная практика как ответ Грофа на запрет ЛСД и поиска новой техники, которая бы имела похожий эффект по воздействию. В 1975 году дыхательная практика набрала обоснованной формы и была запатентована Грофом под названием «холотропное дыхание».
Холотропное дыхание техника. Феноменологическая редукция.
Холотропное дыхание – способ достижения трансперсональных состояний и переживаний трансцендентного характера, через гипервентиляцию легких путем учащенного дыхания.
Если рассматривать холотропное дыхание с точки зрения физиологических процессов, то механизм выглядит следующим образом: в результате нехватки диоксида углерода в крови человека начинается торможение коры головного мозга вследствие чего активизируется подкорка и все психотравмы вытисняются в виде переживаний и трансперсональных состояний, что помогает, по мнению Грофа, пережить жизненные ситуации повторно и переоценить их.
Феноменологическая редукция стадии
С научной точки зрения психологической мысли холотропное дыхание как техника рассматривается в рамках трансперсональной психологии. Картография безсознательного Станислава Грофа – это спектр переживаний, которые были исследованы Грофом во время сеансов непосредственно под воздействием психоактивных веществ и холотропного дыхания. Опит познающий самосознание, саморефлексия через вытесненные переживания из нашего подсознания в сферу восприятия – карта личности по которой можно оттискать путь к ответам на самые сокровенные вопросы каждого из нас. Концепция Станислава Грофа строиться на основном методе феноменологии – феноменологической редукции, которая отображает чистое сознание, чистое Я. Оно достигается через переживания посредством холотропного дыхания и проходит четыре стадии:
-
Сенсорный уровень;
-
Индивидуального бессознательного;
-
Перинатальный уровень;
-
Трансперсональный уровень.
Первый уровень раскрывает сенсорные барьеры личности, человек при этом начинает воспринимать различные слуховые, зрительные образы и телесные ощущения. Второй уровень характеризируется как восприятие образов вытесненных человеком в подсознание, которые имели негативный или психотравмирующий характер. Это своего рода путешествие по этапам истории каждого из нас начиная с самого рождения. Третий раскрывает переживания в утробе матери и появления нас на свет. И только после восприятия и осознания вытесненных переживаний, путешествуя через первые три матрицы нашей жизни, мы можем перейти на трансперональный уровень, надличностный, выход за пределы сознания, так называемый трансцендентный – выход за пределы опыта, актуализации чистого разума как единства всего сущего.
Следует сказать, что закономерность этапов описана Грофом в большинстве случаев устойчива и не изменчива, но содержание переживаний и психологический состояний на прямую зависят от индивидуальности каждого из нас. Выход за пределы Я может носить характер отождествления с группой людей или с родителями, животным или растением, со всей планетой или вселенной, или даже выхода за пределы пространства и времени.
Классическая техника описана основателем имеет такие особенности. Сам процесс проходит в группах «ситтер – холонафт», то бишь тот, кто помогает в паре и непосредственно тот, кто практикует. Роль ситтера очень важна, по сколько эффект обычно непредсказуем и требует контроля. Дышащий может нуждаться в помощи в любую минуту, например потеря самоконтроля, спазмы, боль в теле. Это вызвано индивидуальными физиологическими особенностями каждого человека и особенностью самой практики. Сам процесс начинается с учащенного и глубокого дыхания участников, особенностью есть то, что техника для каждого из нас индивидуальна и нет единого правила в темпе, глубине дыхания и т.д. В день может проводиться до двух сессий, а длительность зависит непосредственно от количества людей, квалификации тренера (ведущего) и также самого уровня трансперсональной погруженности группы или каждого, кто в нее входит. Сеанс холотропного дыхания заканчивается фокусировкой каждого из группы на опыте, который он пережил. Интеграция процессов может достигнуть уровня переживания состояний без гипервентиляции или в сновидениях при систематичности холотропной терапии. Усвоение полученного опыта может протекать до полугода или даже до года.
Холотропное дыхание музыка
Музыка – важный вспомогательный инструмент в холотропном дыхании. В ходе сеанса она носит разные акустические формы, что отображает каждый из этапов сеанса. Основная функции музыки в холотропном дыхании – это побуждение и стимуляция. Кульминация сопоставима, как правило, с музыкальным сопровождением, что говорит про влияния музыки на динамическую сторону сеанса холотропного дыхания. Это своеобразный синтез переживаний человека и тональностей, которые передает музыка.
Холотропное дыхание мандалы
Частью холотропной практики есть построение схем и образов, которые выражаются в сакральных схематических изображениях – мандалах, которые несут конструкцию познания личностью или группой в процессе холотропного дыхания. Строятся мандалы через религиозные практики буддизма и индуизма. Через построение мандал, личность осознает свое собственное Я. Интересным есть факт, что данные изображения несут архетипы каждого из нас и показываю средства достижения целостности личности, своеобразная проекция ответов на вопросы.
Важной частью вопроса тансперсональной терапии в форме холотропного дыхания является критика. Многие ученые отвергают возможность возникновения переживаний и специфических состояний во время холотропного дыхания, по сколько физиологически обосновано наступает гипоксия и организм отвечает просто обычными галлюцинациями. Также, имеются рад противопоказаний по части здоровья и, как следствие, холотропное дыхание может нести необратимый вред. Так же, социальные психологи приписывают данной практике больше влияние на личность посредством группы, в которой она находиться, то бишь механизмам суггестии и заражения эмоциями.
Несомненно, холотропное дыхание как часть трансцендентной практики имеет огромное значение в становлении такой отрасли как трансперсональная психология. Станислав Гроф, который является отцом для столь популярной терапии, открыл один из путей выхода за пределы эго и осознания себя посредством своих переживаний. Можно утверждать, что последующий вариации холотропного дыхания после классики в большинстве случаев являются шарлатанством, мир сильно уж меркантилен в 21 столетии, но есть интерес и спрос удовлетворяется. Если говорить про то самое ЛСД, которое запрещено во всем мире, то холотропное дыхание – легальный путь в познании своих границ.
Васильковский Илья