Карма значение, перевод
Что такое “карма”? это слово знают почти все люди, но мало кто понимает его истинное значение. На Западе чаще всего думают, что она означает судьбу или своего рода систему космического правосудия. Однако, это не есть буддистское понимание кармы.
“Карма” в переводе с санскрита переводится, как “действие”. Иногда можно встретить слово “камма”, как оно употребляется в языке Пали, оно означает то же самое. В буддизме и Индуизме карма имеет более конкретный смысл, она является волевым или умышленным действием. Поступки, которые мы предпринимаем, чтобы достичь тех или иных целей, включают карму в движение. Закон кармы – это закон причины и следствия всего сущего.
Иногда на западе используют слово карма для обозначения конечного результата действия. Например, кто-то может сказать, что Джон потерял работу, потому что “это его карма”. Однако, если вспомнить буддистское значение этого слова, то карма есть первоначальное действие, а потом уже результат. То есть, карма Джона заключалась в том, что он плохо работал, и поэтому потерял работу. Последствия же кармы называются «плодами» или «результатом» кармы, они второстепенны.
Где возникло понятие о законах кармы. Что говорят мудрецы о карме. Карма жизни. Буддизм и карма
Учения законов кармы возникло в индуизме, но буддисты стали несколько различать это понятие. Как гласит история, Будда жил 26 веков назад на территории современного Непала и Индии, и чтобы достичь собственной истины и просветления, он обращался к индуистским учителям. Тем не менее, многое из того, Будда взял от своих учителей, он видоизменил и направил это в новые русла.
Тхеравадский буддистский учитель по имени Тханиссаро Бхиккху объясняет некоторые из этих различий в своем специальном эссе о карме. В дни Будды, большинство религий Индии трактовали карму следующим образом: прошлые действия влияют на настоящее, а нынешние действия влияют на будущее. Тем не менее, у буддистов карма является понятием нелинейным и сложным. Тханиссаро Бхиккху говорит: “действия во множественной обратной связи, включая настоящий момент, подвергаются влиянию как прошлого, так и настоящего, а нынешние действия формируют не только будущее, но также и настоящее”. Это объяснение станет более понятным, если представить время не как прямой луч, а как объемный шар.
Таким образом, в буддизме, хоть прошлое и имеет некоторое влияние на настоящее, однако, настоящее формируется в результате действий в настоящее время. В своей работе “Чему учил Будда”, Валпола Рахула говорит о карме следующим образом: “… вместо того, чтобы покорно содействовать бессилию, раннее буддийское понятие кармы сосредоточено на освободительном потенциале того, что ум делает каждую минуту. Кто вы есть и откуда вы пришли – совершенно не имеет значения, по сравнению с теми мотивами, которые находятся в вашем разуме в данный момент времени. Несмотря на то, что прошлое может объяснить множество несправедливых вещей, которые мы сейчас встречаем в своей или чужой жизни, мы не должны ориентироваться на совершенные ранее поступки, мы должны держать руку на пульсе нынешнего момента, который меняется каждую минуту. Лучше отталкиваться от собственной величины, которая измеряется в поступках, которые вы совершаете теперь”.
То, что вы делаете, то и происходит с вами это карма жизни. Когда нам порой кажется, что мы застряли в старых, разрушительных событиях, не стоит сразу обвинять карму в этом. Если мы в очередной раз застряли в одной и той же проблеме, то более вероятно, что мы просто воссоздаем те же старые модели, что фигурировали и раньше в наших мыслях и взглядах. То есть, не учимся на ошибках, не усваиваем урок. Чтобы изменить негативную карму и, как следствие, изменить всю жизнь, нужно обратить внимание на ум и образ мышления. Дзенский учитель Джон Дайдо Лоори как-то сказал: «Причина и следствие это одна вещь. Так что же это за вещь? Это вы. То, что вы делаете и то, что происходит с вами – это одно и то же.”
Безусловно, карма является результатом действий в прошлом, однако, их всегда можно изменить в нынешнее время. Буддизм учит, что в мире существуют и другие силы, кроме кармы, которые формируют нашу жизнь. К ним относятся силы природы, как, например, смена времен года или гравитация. Когда стихийное бедствие наносит удар людям, это не является коллективным кармическим наказанием. Это печальное событие, которое требует сострадательного подхода, а не осуждения людей за их прошлые негативные поступки.
Некоторым людям крайне трудно осознать, что карма создается их собственными действиями. Они упрямо хотят верить, что есть какая-то таинственная космическая силы вне их, где-то “там”, и что она управляет кармой, награждая хороших людей и наказывая плохих. Возможно, некоторые религии так и учат, но не буддизм и не индуизм.
Валпола Рахула сказал: “Теорию кармы не следует путать с так называемой “моральной справедливостью” или с методом кнута и пряника. Идея моральной справедливости и метод вознаграждения и наказания возникает из концепции о высшем существе, Боге, который, якобы, сидит в кресле судьи и решает, что правильно, а что неправильно. Термин «справедливость» является крайне неоднозначным и даже опасным, его понятие приносит миру гораздо больше вреда, чем пользы. Теория же кармы является теорией причины и следствия, действия и результата. Это – естественный закон, который не имеет ничего общего с идеей относительной справедливости или наград и наказаний.”
Иногда люди говорят, что карма может быть хорошей или плохой. Буддистское понимание добра и зла несколько отличается от того, как их понимают на западе. Чтобы увидеть буддистскую точку зрения, будет правильным заменить слова “хорошее” и “плохое” на “полезное” и “вредное”. Полезные действия исходят из бескорыстного сострадания, любви, доброты и мудрости. Вредные действия исходят из порывов жадности, ненависти и невежества.
Большинство людей понимают реинкарнацию, как то, что душа, или некая автономная сущность переживает смерть и возрождается в новом теле. В этом случае очень легко представить себе карму прошлой жизни, просто посмотрев на нынешнюю жизнь и ее условия. Но буддийские учения отличаются от этой теории.
Учение Будды анатман ”анатта”, реинкарнация и карма
Будда проводил учение под названием “анатман” или “анатта” – отсутствие души, несуществование себя. Согласно этому учению, нет “я” в смысле постоянного, автономного индивидуального существа. То, что мы думаем о своей самости, является личностью и эго, всего лишь временными творениями, не рождающимися после смерти и не имеющими ничего общего с настоящей реальностью.
В свете этой доктрины возникает вопрос, а что же тогда реинкарнируется? И где здесь место карме? Подробное обсуждение этого учения займет слишком много времени. Если в двух словах, то карма одной жизни переносится вперед и срабатывает в новой жизни.