Философия раджа йоги (аштанга йога)
Говорят, что основоположником классической йоги является сам Хираньягарбха. А Махариши Патанджали смог превратить эти учения в целую науку, которая в итоге приобрела свою конечную форму как аштанга йога или раджа йога. Раджа йога относится к одной из шести классических индуистских школ философии. Позже, мудрец Вьяса растолковал большинство афоризмов Йога-сутр Патанджали. После него, доводить до блеска учения взялись Вачаспати Мишра и Виджняна Бхикшу.
Согласно преданиям Санкхья, раджа йога проповедует существование вечной, вездесущей, инертной пракрити и множество вездесущего сознательного пуруши. Также, раджа йога принимает и третий принцип, называемый ишвара. Взаимосвязь пуруши с пракрити образует различные эффекты, а согласно авивеке (недискриминации), пуруша ощущает себя индивидуальным сознанием из-за того, что его отождествляют с пракрити и ее модификациями. Это ограничивает его бесконечное сознание и накладывает невидимые нити, связывающие его с иллюзорностью мира.
Раджа йога ассоциируется с высвобождением пуруши из рабства иллюзии путем выполнения правильных практик. Поэтому, раджа йога является самым материальным способом достижения нематериальных и философских концепций, познания истины и Бога. Таттвы, первоэлементы всего сущего включают в себя пурушу, пракрити и двадцать три других элемента, которые исходят из пракрити для освобождения пуруши. При этом, раджа йога остается уникальной системой практик садханы.
Покрываясь пеленой невежества, пуруша воображает себя несовершенным, неполным и полагает, что для того, чтобы достичь абсолюта ему необходимо объединиться с пракрити. Если попытаться выразить словами этот процесс в раджа йоге, то пуруша начинает смотреть на пракрити, и в свете его сознания инертная пракрити начинает существовать, из чего и создается бесконечное, калейдоскопическое отображение всех объектов мира. Пуруша начинает верить в это иллюзорное разнообразие и наслаждается им. Он совершает действия. Он погрязает в материальном мире объектов. Он становится заложником сансары – вечного круговорота перерождений. И только раджа йога может остановить эту иллюзию, разорвать путы желаний, страстей и страданий, она приводит к кайвалья мокше – растворении трех гун материального мира: страсти, невежества и благости.
Внутри каждого из нас есть непоколебимая вера в высшего Бога, в кого-то такого, к кому можно обратиться за помощью,практикуя раджа йогу, а так же за советом, и за защитой и вдохновением. Однако, существует кое-что, что постоянно мешает этой вере. Имя этому врагу – эго. Освобождение пуруши от одного лишь эго даст ему возможность освободиться от связи с пракрити. К сожалению, одним только субъективным анализом невозможно уничтожить эго, потому как пуруша сам добровольно принес себя в жертву ишваре-пранидхане (принятию Бога за единственную цель). Это и есть основная гипотеза возникновения раджа йоги.
Йога-сутры Патанджали
Раджа йога – царица всех видов йоги. Она работает непосредственно с умом человека. В этом виде йоги нет борьбы с праной или с физическим телом. Здесь нет крий хатха-йоги. Раджа Йогин пребывает в покое, наблюдает за своим умом и заставляет молчать свои собственные постоянно возникающие мысли. Он успокаивает ум, удерживает мысли под контролем и входит в состояние безмыслия или т.н. асампраджнята самадхи. Отсюда и возникло название раджа йога.
Несмотря на то, что раджа йога является дуалистической философией и включает в себя понятия о пуруше и пракрити, она существенно помогает практикующимся реализовываться в бесконечном единстве, достигать просветления. Поскольку в раджа йоге есть упоминания о пуруше, в конечном счете он становится единым целым с высшим Богом, Брахманом Упанишад. Раджа йога позволяет достичь наивысшего духовного уровня, ступени мистической лестницы адвайтической концепции Брахмана.
Система раджа йоги Патанджали написана в виде сутр. Сутра – это краткий стих, афоризм. В нем заложена метафизическая глубина и скрытый смысл. Древние риши излагали свои философские идеи исключительно в виде сутр. Очень трудно понять их смысл без профессионального толкования, поэтому в йоге всегда есть опытный учитель, который и берется трактовать сутры своим ученикам. Достигшие просветления раджа йогины знают смысл каждой сутры. В буквальном смысле слова сутра – это нить. Так же, как множество цветков различных красок красиво надеты на гирлянду, как жемчужины надеты на нить и образуют ожерелье, так же и сутры всецело и гармонично отображают всю суть и эта суть и есть раджа йога. Для удобства чтения они поделены на главы.
Первая глава раджа йога сутр Патанджали называется самадхи-пада. Она описывает различные виды самадхи и состоит из 51 сутры. В ней описаны препятствия, возникающие во время медитации, пять форм вритти и способы ее контроля, три типа вайрагьи, природа ишвары, различные методы достижения самадхи и путь достижения полного спокойствия ума, который достигается с помощью развития в себе всех человеческих достоинств благодаря практике раджа йоги.
Вторая глава раджа йоги называется садхана-пада и состоит она из 55 сутр. В ней описана практика крийя йоги, а именно тапас, изучение и преданность Богу, пять клешей или страданий, методы, уничтожающие эти страдания и стоящие на пути достижения самадхи, яма, нияма и их плоды, практики асан и их свойства, пратьяхара и ее преимущества, а также много чего другого.
Третья глава – это вибхути-пада. Он содержит 56 сутр. Он состоит из дхараны, дхьяны и различных видов самьямы, направленной на внешние объекты, ум, внутренние чакры, а также на некоторые другие объекты, позволяющие приобретать различные сиддхи, которые описывает раджа йога .
Четвертая глава – кайвалья-пада или независимость. Он содержит 34 сутры. Она повествует о независимости истинного раджа йогина, достигшего совершенного различия между пракрити и пуруши, и отделившегося от трех гун материального мира. Вдобавок, эта глава посвящена уму и его природе. Здесь можно найти информацию о дхарма-медха самадхи.
Различные состояния разума практикуемые в раджа йоге
Раджа йога фокусируется главным образом на уме, его изменениях и контроле. Существует пять состояний ума:
1. Кшипта.
2. Мудха.
3. Викшипта.
4. Екагра.
5. Ниродха.
Когда ум работает в нескольких плоскостях и его лучи рассеиваются. Это состояние называется кшипта. Иногда ум очень забывчив и полон невежества. Это – мудха. Когда человек пытается работать над своей концентрацией, ум вроде бы концентрируется, но всего лишь на короткое время, после чего все равно отвлекается на другие объекты. Это – викшипта. Однако, спустя длительное время, отведенное для тренировки концентрации, повторения имени Бога, ум становится однонаправленным, что называется состоянием екагра. Позже, когда человек обучается контролировать собственный ум постоянно, он достигает состояния ниродхи. Только после пятого этапа можно полностью раствориться в верховном пуруше и получить асампраджнята самадхи.
Для обретения полного душевного спокойствия в практиках раджа йоги человек должен культивировать в себе четыре великих достоинства:
1. Майтри.
2. Каруну.
3. Мудиту.
4. Упекшу.
Майтри – это дружелюбие. Человек должен воспитывать его в себе по отношению ко всем людям, вне зависимости от их социальньного статуса. Каруна означает сострадание. Его следует хранить внутри себя для тех случаев, когда необходимо поддерживать других людей, спасать их от бед. Мудита – это смирение, которое должно быть использовано в тех случаях, которые вы не можете изменить ситуацию, в которой находитесь. Смирение уничтожает зависть. Когда вы поймете, что, на самом деле, все окружающие люди – это ваши братья и сестры, вы сможете порадоваться за них, если узнаете, что они в данный момент находится в более благоприятной ситуации, нежели вы. А если вам придется столкнуться со злыми, жестокими людьми – станьте равнодушными к их эмоциям. Это есть упекша (равнодушие, умиротворение). Только благодаря этим четырем достоинствам вы сможете достичь полного спокойствия ума в практиках раджа йоги.
Страдания которые описывает учение раджа йога (аштанга йога)
Существует пять видов страданий:
1. Авидья (невежество).
2. Асмита (эгоизм).
3. Рага (страсть).
4. Двеша (неприятие).
5. Абхинивеша (привязанность к материальному миру).
Самадхи уничтожает все пять страданий.
Те, кто находится под рагой или двешей имеют одно из пяти возможных состояний: удара (полное проявление), виччинна (латентное проявление), тану (частичное проявление), прасупта (проявление в состоянии покоя) и дагдха (проявление уничтожено). Люди, погрязшие в мирских понятиях находятся в состоянии “удара”, то есть рага (страсть) у них проявлена полностью. Они играют в игру с иллюзией, поддаваясь на ее провокации и ища утехи в материальном. Виччинна, или латентное проявление может быть в том случае, когда, к примеру, муж и жена ссорятся время от времени. В таком случае рага проявляется только во время ссор. Те, кто хотя бы иногда выполняют практику пранаямы, киртаны и джапу, обретают состояние тану, то есть постепенно уничтожая страсть. Иногда, по причине временных неблагоприятных условий люди могут находится в прасупте, но самые великие это те, кто смог полностью сжечь состояние раги и тем самым избавить себя от сансары. Такие люди представляют собой бесконечное проявление разума. Разум является силой, которая не имеет настоящего лица, но всецело существует в этой вселенной, чем вводит в заблуждение дживу. Разум превосходит прану. Разум превосходит материю. Однако, существует кое-что, способное контролировать великий разум. Имя этому понятию – эго. Только лишь с помощью медитации и самадхи разум может быть полностью освобожден. Практику раджа йога следует выполнять ежедневно, концентрируясь, пусть даже на пять или десять минут, потому как только эти усилия смогут открыть путь для разума к самадхи.
Препятствия в медитативных практиках раджа йога ( аштанга йога)
Существует несколько препятствий, которые могут возникнуть при выполнении медитации раджа йоги. Веданта описывает эти препятствия, как лая, викшепа, кашая и расасвада. Патанджали писал: “Болезни, тупость, сомнения, материальная зависимость, беспечность, лень, иллюзия, утрата цели, нестабильность – есть препятствия на пути к йоге.” Горе, тоска, дрожь в теле, вдыхания и выдыхания являются средствами этих препятствий. Прежде чем заняться раджа йогой, вам придется избавиться от всех них.
Если во время медитации вы чувствуете сонливость, вам следует встать, умыться холодной водой и выполнить несколько асан и пранаяму. Сон покинет вас.
Другая старинная практика создана для тех, кто имеет “чоти” или другими словами пучок волос. Необходимо привязать пучок своих волос к крючку на стене с помощью нити, и если вдруг вы станете засыпать во время медитации, нить не даст вам сделать этого.
Перед сном принимайте только легкую пищу.
Абхьяса и вайрагья – это два лучших средства для избежания проблем в медитации. Концепция вайрагьи заключается в том, что здесь не нужно убегать от материального мира, вайрагья – это психическое состояние. Анализ мыслей. Отказ от объектов, о которых вы думаете чаще всего. И только тогда, когда тяга к этим объектам пропадает, вы снова можете вернуться к ним, только теперь со спокойным умом.
Три подгруппы практикующих раджа йогу (аштанга йога)
Раджа йога является величайшей дорогой, уводящей от страданий и ведущей к просветлению. Она строится на четырех основных принципах: страдание, его причина, свобода от страдания и средство достижения этого. Занятия раджа-йогой приводят к постепенному избавлению от всех страданий и приносят бесконечное блаженство. Начинайте заниматься раджа йогой с сегодняшнего дня. Не пропускайте ни дня. Помните, что каждый день приближает вас к концу земного существования в теле человека. Вы и так уже потратили впустую слишком много дней, месяцев и лет. До тех пор, пока вы находитесь в заблуждении, вы не поймете истинную причину страданий, вы постоянно попадаете под их влияние.
Причиной этой слепоты является авидья, незнание, порожденное чувственным восприятием. Только лишь когда туман глупости рассеивается, пуруша осознает, что он не зависит от пракрити и не изменяется из-за нее. Раджа йога дает наиболее практичный метод достижения этого божественного состояния.
Согласно учениям Раджа йоги, существует три типа, на которые делятся занимающиеся:
1. Уттама.
2. Мадхьяма.
3. Адхама адхикари.
Они распределены в соответствии с уровнем садханы. Поэтому, уттама, самые старательные, практикуют абхьясу, вайрагью и читта-вритти-ниродху, после чего они могут войти в состояние самадхи.
Второй тип, мадхьяма, или ученики среднего уровня, должны заниматься крийя-йогой – тапасом, свадхайей и ишвара-пранидханой. Тапас – это асктизм. Избавление от эго, пост и бескорыстное служение являются главными характеристиками этого аскетизма. К нему можно прийти неустанно выполняя служение и совершая все поступки лишь ради Бога.
Третьему виду практикующих, самому слабому, раджа йога рекомендует заниматься аштанга йогой или восьмиступенчатым путем садханы, который состоит из ямы, ниямы, асаны, пранаямы, пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи.
Аштанга йога раджа йога
Раджа йога Патанджали описывает аштангу йогу как практику, позволяющую достичь свободы. Восемь ее составляющих таковы:
1. Яма
– ахимса (ненасилие)
– сатья (правдивость)
– астея (неприсвоение чужого)
– брахмачарья (воздержание)
– апариграха (освобождение от накопительства)
2. Нияма
– сауча (чистота)
– сантоша (спокойствие)
– тапас (аскетизм)
– свадхайя (учение)
– ишвара-пранихада (обращенность к Богу)
3. Асана (медитативная поза)
4. Пранаяма (контроль жизненной энергии)
5. Пратьяхара (абстрагирование ума от чувств и объектов)
6. Дхарана (концентрация)
7. Дхьяна (медитация)
8. Самадхи (сверхсознание или состояние транса)
Эти восемь составляющих аштанга-йоги (раджа йоги) были распределены с помощью науки. Они являются естественными ступеньками на лестнице, которая ведет человека от обычного, скудного мирского существования к реализации своей божественной природы. От большого к малому, все нити, связывающие пурушу с пракрити постепенно рвутся. Это позволяет пуруше достигать независимости и свободы. Это есть основная цель раджа-йоги.
Яма и нияма очищают карму человека и делают его более саттвичным. Столпы сансары, тамас и раджас разрушаются благодаря практике десяти канонов ямы и ниямы. У практикующего человека появляется внутренняя чистота. Асаны дают возможность контролировать импульсы раджи. Пранаяма ставит ученика лицом к лицу с жизненной энергией. Ее контроль позволяет понять, что такое жизненная сила, прана. Она дает представление о желаниях, возникающих под действием этой силы. Потому как желание – это причина экстернализации ума, оно растит вритти, которая и заставляет пурушу привязываться к пракрити. Ум читты является утонченной формой проявления пракрити. Ум должен быть уничтожен, а вместе с ним и вритти. Настоящему йогину очень легко снять со своего ума все путы с помощью пратьяхары. Потому что, чтобы найти верный путь к собственному уму, следует осветить лучами истины все внутренности. Предотвращение экстернализации помогает разорвать порочный круг вечных желаний. Этот концентрированный луч света направляется к корню самой дхараны, и только тогда ум поддается и замолкает. Теперь сознание возвращается к пуруше, своей основе, человек переживает трансцендентальное состояние отрешенности и обретает самадхи. Таким образом и разрушается невежество. Пуруша осознает, что на самом деле существовало только лишь его собственное созание, а пракрити доставляла ему удовольствия, желания, чем ослепляла его и уводила от истины. Однако, настоящее наслаждение – это отказ от желаний и состояние бесконечного блаженства. Все мысли перетекают в форму нирвикальпа самадхи. Когда семена желаний прожариваются на этом костре и теряют свойство прорастать, йогин теряет внешнее, мирское сознание, любые помысли о двойственности или множественности мира, он попадает в высшее состояние. Туда, где обитает высший Бог и провидец пуруша пребывает в собственной сварупе.
Не следует думать, что одной лишь медитации будет достаточно для достижения состояния самадхи. Сначала у вас вообще ничего не получится. Даже спустя годы упорной практики вам постоянно будет казаться, что вы не продвинулись ни на сантиметр в своих стараниях, и что злая вритти все еще находится далеко за пределами вашей досягаемости до нее. Но вы не должны сдаваться. Будьте скромны, анализируйте действия вашего ума и сердца, практикуйте восьмиступенчатый путь садханы, описанный раджа-йогой. Чем больше времени вы посвятите яме и нияме, тем меньше вам потребуется для достижения совершенства медитации. Однако, помните, это занимает длительное время. Поэтому, чередуйте яму и нияму с асанами, пратьяхарой и медитацией. Нет другого пути для достижения Абсолюта. Только с помощью этих духовных практик вы станете светиться внутренним светом, как настоящий йогин.