Карма йога. Йога осознанности в действии
“Не существует работы над сознанием. Есть только привязки ума” Уильям Беннетт.
Каждый человек должен совершать действия, чтобы жить. Путь карма йоги предоставляет нам возможность расширить свою осознанность, утончить собственное восприятие мира, не отрываясь от мирских дел. Это относится к задачам любого вида йоги, но именно карма йога изучает эти практики максимально углубленно.
Карма йога становится более понятной для занимающегося, если у него уже есть некоторые понятия и небольшой опыт занятий хахта, мантра или джнана йогой. Это позволяет переносить практики карма йоги из специальных занятий в повседневную жизнь, 24 часа в день, учитывая даже время сна.
В буквальном смысле слова карма йога это не только работа. Она означает выполнение практики, направленной на развитие личностных качеств и осознанности, не ожидая результата. В Бхагавад-Гите часто упоминается это понятие, оно называется “плодами” деятельности. В книге говорится, что йогин должен забыть о вопросе “что я получу взамен?”. Есть только бескорыстное служение. В действительности, суть карма йоги заключается в том, что уже сам момент выполнения каких-либо действий и есть результат. Отказ от понятия “я” и “мое”, ощущение каждого момента жизни, процесса совершенствования – это и есть основной инструмент карма йоги.
Уход от эго. Чтобы заглянуть в глубины нашего сознания, сознания Вселенной, ученику следует уничтожить свое эго. Правда находится всегда за ним. В этом заключается суть карма йоги: человек продолжает делать то, что он делал раньше, но теперь характер его мыслей направлен на уничтожение ложного эго, вне зависимости от того, что ему понадобится для этого сделать. Кому-то поможет самоограничение, а кто-то начнет побеждать эго, дав себе больше свободы. В действительности, карма йога сконцентрирована на борьбу против невежества или неверного понимания себя. Потому как, когда эго сильно и активно воздействует на разум и, соответственно, на все поступки человека, оно держит его в клетке, из которой вид на мир становится смехотворно малым. Оно блокирует духовное развитие и не позволяет божественной энергии извне приближаться к душе. Карма йога может помочь избавиться от этого чудовища, разрушить каменные стены слепоты, возвысить человека и показать ему новые, неизведанные уровни бытия.
Устранение препятствий на пути Карма йоги
Практика карма йоги позволяет занимающемуся разрешить внутренние конфликты, разбить психологические и эмоциональные блоки. К сожалению, рутинная жизнь, повторение одних и тех же действий день ото дня не может справиться с этими проблемами. К тому же, они имеют свойство нарастать и накапливаться. Человек так привыкает к своему ежедневному укладу, что просто перестает обращать внимания на вещи, из которых складывается его внутренняя жизнь. Проблемы перетекают в ум, сплетаются там с эго и, увы, человек деградирует в физическом, в психологическом, социальном и духовном плане.
Когда человек занимается карма йогой, то даже обычное общение с другими людьми приобретает новый смысл. Словно читая между строк, он может выносить из этих диалогов много новой информации, которая раньше оставалась вне его внимания. Можно обсуждать с друзьями свои продвижения, задавать им вопросы и интересоваться, “как я поменялся за последнее время?”. Можно обходить эту практику стороной, заменяя ее медитациями или самовнушением. Карма йога воспитывает высокую чувствительность, ученик становится более внимательным к внешним и внутренним событиям, разрушает собственные иллюзии и очищает разум. Этот процесс называется “читта-шуддхи”.
Совершенствование силы воли и концентрации в Карма йоге
Карма йога позволяет работать над силой воли, под которой подразумевается способность гармонизировать, мотивировать и мобилизировать все качества человека и действия для того, чтобы достичь поставленной цели. В карма йоге именно действие является высшим проявлением всех существ, их трудолюбия, стараний в работе над собой. Это позволяет пробраться к более тонким слоям Вселенной. Это развивает силу воли.
Непрерывная сосредоточенность, держание своего ума в состоянии карма йоги воспитывает концентрацию. В любой из форм йоги это самая важная часть. Преимущество карма йоги в том, что концентрацию можно практиковать где-угодно и когда-угодно, что дает двойную выгоду: умение управлять умом и более эффективное ведение мирских дел.
Не спешите, пожалуйста. В практике карма йоги не нужно никуда торопиться. Желание поскорее справиться с делами – это происки эго, а мы должны помнить, что карма йога направлена на его уничтожение. Сознательно или нет, но большинство людей ждет от своей практики определенных результатов. Неважно, положительные они или нет. Это – свойство ума и часть бытия. Однако, с помощью карма йоги желание достичь результатов и насладиться их плодами тает изо дня в день, высокомерие превращается в целеустремленность, целеустремленность сублимирует в сосредоточенность и спокойствие. Это вопрос самоотверженности и упорства. И суть его заключается в том, что бездействуя, мы останавливаемся посреди своего истинного пути. Ловушка “я не-деятель” является самообманом и в лучшем случае тормозит развитие, а в худшем – поворачивает человека в неверную сторону развития.
На начальных этапах, карма йога – это исключительно работа, деятельность (карма), поскольку мы все имеем множество бытовых нужд, от которых не можем (и не должны) отказываться. Тем не менее, заставляя себя заниматься, мы постепенно отбрасываем ненужное, мы анализируем свои поступки и понимаем, какие из них следует просто взять и устранить, а на какие уделить еще больше внимания. Таково влияние карма йоги – медленно, но уверенно она сжигает все заблуждения. Не старайтесь сделать это за одну ночь!
Мы сами являемся инструментами. Из-за невежества нам кажется, что мы – деятели. Это порождает гордыню и постоянное желание бороться против мира и его законов. Мы не понимаем, что если нам дана возможность совершать действия – ее нужно использовать во благо, организовывая свои поступки таким образом, чтобы обретать мудрость и осознанность. Как только мы понимаем это, в тот же момент мы начинаем уничтожать свое ложное эго. Более того, мы начинаем видеть эту мудрость везде, в каждом другом человеке, в каждом камушке и звуке. Таким образом мы познаем Вселенную. Пока человек действует через эго, его деятельность приносит ему и окружающим лишь страдания.
Возможно ли совершать поступки, не руководствуясь чувством собственной важности? И да, и нет. С одной стороны, отсутствие эгоистичности действует благостно, и на того, кто делает и на объекты его влияния. Однако, полное отсутствие “я” в миру может создать массу проблем и скорее ограничить свободу индивида, нежели расширить ее. Практику следует начинать с осознания того, что вы – не-деятель. Это помогает становится спокойным, невозмутимым в любых жизненных ситуациях. Даже когда возникает гнев, он не принимается близко к сердцу. Как гнев может быть воспринят по-настоящему, если наш разум – это всего лишь инструмент?
С постепенным уничтожением эго растет мудрость. Не нужно беспокоится о ней лишний раз, потому как она приходит своевременно, в том количестве, в котором нам положено ее обрести. Одна притча из Махабхараты иллюстрирует это. После войны Арджуна шел по улице одного города, как вдруг на него напали грабители. Арджуна был сильным воином и решил использовать весь свой арсенал, но так и не смог победить злодеев. Все приемы и оружие, которые он использовал, были неэффективны. Поскольку к тому моменту Кришна уже покинул землю, Арджуна обратился к мудрецу Вьясе с вопросом, почему же его всегда действенное оружие не сработало на этот раз. “О, Арджуна, – ответил мудрец, – ни одно оружие не имеет ни капли силы. Дело было в том, что силы не было в тебе. Во время войны в тебе пребывала сила Кришны и поэтому ты так браво боролся и побеждал во время войны Махабхараты. Теперь же это железо не имеет никакой силы, так что оставь его в стороне”. Арджуна пошел и выбросил свое оружие в океан.
Над каждым из нас пребывает мудрость, гораздо более сильная, нежели может вместить в себя человеческий ум. Без великой мудрости мы бы не пошевелили и пальцем. Благодаря ей сменяются сезоны на планете, поют птицы и разнообразие окружающей среды дышит яркостью и неповторимостью. Ни один человек, каким бы мудрым он не стал, не смог бы сотворить ничего подобного. Однако, осознание этого факта приближает нас к великой мудрости. Вот почему реализация и состояние сосредоточенности так важно в карма йоге. Каждое мгновение нужно помнить, что успех или поражение – это воля высшей мудрости. Тогда к ученику приходит смирение, благоговение и благодарность.
Одна из самых больших “уловок” ложного эго состоит в том, что оно убеждает, что нет ничего за ним. Оно будто бы твердит “я – есть правда, и другой правды нет”. Карма йога помогает понять, что такое эго, что такое “я”, что такое “отсутствие я”, учит разделять эти понятия и пользоваться этими знаниями для достижения своей истинной цели.
Карма йога в других культурных традициях.
Карма йога является фундаментом всех духовных начинаний, поэтому теми или иными словами, о ней рассказывают другие религии. Иисус говорил: “Да будет воля твоя”. Вся суть и философия карма йоги помещается в эту фразу. Человек пытается использовать данную ему свыше мудрость для достижения поставленных целей с помощью собственных действий. Есть и другое известное выражение: “Отец и я едины, но Отец выше, чем я… Отец есть творец”. Произнесение этой мистической фразы в состоянии чистого разума может избавить от чувства эго раз и навсегда. Это есть состояние карма йоги, то есть, в первую очередь, понимание основных истин мироздания, а потом уже само совершение действия. Действительно, Библия пронизана этой информацией. Стоит только обратить внимание на это. Существует еще одно христианское писание, “Практика Божьего присутствия”, написанная братом Лоренсом, в котором буквально каждое написанное слово подтверждает существование и эффективность карма йоги.
Упоминания о карма йоге можно найти и в китайской мудрости. Лао-цзы в своем труде “Дао Дэ Цзин” неоднократно повторял: “Нужно действовать так, будто ты ничего не делаешь”. Что означает, что человек совершает поступки во внешнем мире, но внутреннее он остается непоколебим, он находится в постоянном контакте с Дао – сакральным внутренним присутствием, которое всегда инертно. Даосизм утверждает, что человек должен совершать как можно меньше поступков, особенно если они касаются чувство эго. Если нужно воевать – воюй, если нужно молчать – молчи. Но всегда помни, ради чего ты это делаешь. Даосизм, подобно принципам карма йоги, сосредотачивается на оттачивании совершенства каждого совершаемого действия, вне зависимости от того, что это за действие. Если вы строитель – стройте, если вы художник – рисуйте, если вы домохозяйка (или даже домохозяин!) – выполняйте свои обязанности, доводя их до безупречности, осознанности. Не важно, что в вашей работе есть какие-то трудности, возможно, они нужны как раз для того, чтобы выполнять карма йогу тщательнее. Дао дэ цзин предлагает свое собственное, но не менее содержательное толкование, подходящее к философии карма йоги: “Человек, обладающий силой, не показывает ее, поэтому и сохраняет. Человек меньшей силы пытается постоянно продемонстрировать, что он силен, поэтому, в итоге, он лишается ее. А человек мудрости не поступает ни так, ни эдак.” Прочтите работы Дао дэ цзина. Вы увидите, что каждая написанная строчка говорит о том, что нужно избавляться от эго, нужно находиться в осознанном состоянии каждое мгновение. Это и есть суть карма йоги: человек не должен оставаться пассивным или безразличным, он должен быть готов к действию тогда, когда этого требует ситуация.
Карма йога позволяет достичь состояния спокойствия, также, она учит как находится в нем постоянно. Иудаизм, буддизм, суфизм, индуизм и другие религии, а также различные мистические учения, теми или иными словами говорят о карма йоге. Везде говорится о том, что действие в осознанности позволяет развить духовность, восприятие и понимание жизни. Все твердят, что свобода не приходит к тому, кто бежит от жизни, но к тому, кто бежит к ней. Каждое действие – принятие пищи, разговор, ходьба, мытье, раздумие дает нам возможность ощутить вкус реальности, жизни, соединиться с великим духом. Требуется всего лишь правильный подход, стремление и смирение, чтобы понять, что как люди мы довольно ограничены в предоставленных нам условиях, и должны совершать то, что нам положено.
Бхагавад-Гита и Карма йога
Это классическое произведение индуизма, в котором очень часто упоминается о практиках карма йоги. Кришна, символизирующий собою космическую мудрость, призывает людей жить и действовать в миру, но обязательно с мудростью. Слепые, бессмысленные действия держат нас на месте, ровно как и глупое, бессмысленное бездействие. Согласно философии карма йоги, пренебрежение работой не наказуемо, а наказуем отказ от ответственности за свои поступки. Одной из целей карма йоги является избавление учеников от принуждений и нехватки осознанности. Арджуна также был полон заблуждений и терзающих сомнений (как и все мы!), но карма йога и советы Кришны (описанные в Гите) пробудили в нем его духовную сущность и пробудили от сна неведения.
Многие духовно развитые и мыслящие люди отказались от созерцания жизни и перешли к активным действиям. В Бхагавад-гите говорится, что жизнь человека на земле обязательно должна сопровождаться действиями, но не теми, которые отталкиваются от эго. Жизнь должна вмещать и созерцание, и работу, однако, эти два понятия можно смело смешивать и создать свой уникальный баланс. Баланс должен наблюдаться и между двумя важными понятиями в карма йоге: свадхармой (внешней жизнью) и свабхавой (внутренней жизнью).
Бхагавад-Гита не устает подчеркивать, что отказ от “я” является первым и основным шагом, долгом каждого человека. Дух служения так же стар, как и это понятие. Благодаря бескорыстному служению, человек постоянно отдает другим, но одновременно получает и для себя все необходимое от них. Это – наивысшее служение, оно благостное и угодное божественным силам. Не следует забывать, что каждое наше действие сопровождается благословением Деви, управляющей силами и законами природы, а ей угодно исключительно бескорыстие.
Эта концепция идет вразнобой с современными понятиями о провозглашении “я” впереди всех и всего, превозношения эго и развитие духа людей в стиле “каждый сам за себя”. Очень важно понимать это. Действительно, каждый из нас в первую очередь заботится о себе. Однако тот, кто связывает свои действия с другими, желая совершать для них благо, приносит благо себе, в первую очередь. Эту простую истину можно увидеть на примере множества семей, где, преследуя исключительно корыстные цели, человек создает вокруг себя и близких ситуацию страдания и бесконечных проблем. Такие семьи чаще всего разрушаются. В то время как семьи, где каждый человек старается делать благо близкому – всегда остаются крепкими, подобно храму. Карма йога не заставляет человека с первого же дня практики служить всем окружающим, забыв о себе. Она просто напоминает о том, что даже едва присмотревшись к интересам других людей, мы уже делаем существенный шаг вперед. Спешить не имеет смысла.
Карма йога – это свобода. А свобода, в первую очередь, – это внутреннее состояние. Бхагавад-гита призывает нас продолжать делать то, что мы делаем, и даже больше, чем делаем, но все наши действия должны быть связаны с высшей мудростью. Именно таким образом мы освобождаемся от невежества. Вторым этапом карма йоги считается посвящение своих действий божественной воле и бесконечной мудрости. Эта практика приводит к самореализации. Прочтите Бхагавад-гиту. Найдите подходящий перевод и начинайте изучать это священное писание. Это будет относиться к вашему ученичеству, к ежедневному выполнению карма йоги. Священные тексты открывают перед человеком такие истины, которые он не может найти в обычной жизни.
Взаимосвязь бхакти йоги и карма йоги.
Начало этих двух видов йоги разнится, однако, со временем, они сливаются в единую практику. Кришнабаи говорила: “Когда ты осознаешь, что все твои действия посвящены Богу, это означает, что ты познал великий секрет бытия”. Если вы выбрали бхакти йогу, как свой основной путь, всё, что вы будете делать, автоматически превращается и в карма йогу тоже.
Острие ножа Карма йога
Йога всегда подчеркивала важность балансировки между внутренними и внешними энергиями. В Ишавасья-упанишаде говорится: “Те, кто проживают свою жизнь в одном только действии, остаются в среде невежества. Те, кто отказываются от действия и убегают от мира, погрязают в еще большем невежестве”. Простая жизнь в неосознанных действиях держит нас на поверхности, не давая познать истину и космическую реальность. Это и есть невежество. С другой стороны, не-делание приводит к тем же самым проблемам, добавляя еще множество бытовых. Более того, отказ от привычных вещех, подобных общению с людьми, у большинства создает психологические блокировки, внутренние конфликты и взращивает нежелательные привычки, создающие когнитивный диссонанс с социумом и его правилами. Поэтому, карма йога призывает задуматься. Чтобы обрести мудрость, нужно каждое действие совершать осознанно, отдавая себе отчет, что оно совершается ради высшего блага. Соединение восприятия и конкретного действия – это и есть карма йога. Если нам было дано это тело, с его руками, ногами и органами – мы должны использовать их. Гармонизация жизни и ее потоков влияет положительно не только на практикующего, но и на его окружение. Это называется обратной связью между внутренним и внешним миром, это есть главный инструмент карма йоги. Это есть священный баланс.
Рамана Махарши сказал что ощущение внутреннего и внешнего однажды пропадает. “Проведение большого количества времени в медитации – это практика для начинающих. Человек, продвинутый в духовном плане, наслаждается каждым моментом жизни, делает он что-то или нет. В то время, как руки его в социуме, его ум в одиночестве”.
Карма йога – это ашрам. А лучшее место для практик карма йоги – это ашрам. На это существуют свои определенные причины:
1) внешнее окружение и духовная атмосфера в ашрамах очень продуктивна для практики карма йоги
2) в ашраме человек окружен меньшим количеством корыстных влияний и интересов. Это не означает, что там он становится безразличным и медлительным, просто в ашраме он может легче связать свои действия с осознанностью.
Иногда дела повседневной жизни бурлят и кипят так быстро, что человек попросту не может делать все осознанно. Он может вспомнить про то, или другое дело, но потом поток снова захватывает его в невежество. Именно для этого и нужны ашрамы – чтобы начинать практиковать карма йогу, перенося затем ее в свою обычную мирскую жизнь.
Превратить жизнь в искусство.
Немецкий философ Мартин Хайдеггер как-то сказал, что художник должен сам стать тем, что он творит, чтобы позволить процессу творения пройти сквозь него самого. Это относится не только к искусству, но и к каждому действию нашей жизни. Практику карма йоги можно истинно считать процессом превращения ежедневной рутины в искусство. Рутина должна проходить сквозь нас. Следует учиться разрешать безграничному божественному присутствию выражать себя через наши тела, нужно стать персональным проводником Бога на земле.
О карма йоге в двух словах
. В духовных и религиозных кругах сейчас модно говорить “я – инструмент в руках Бога”, не ведая истинного смысла этой фразы. Только с помощью практики карма йоги мы можем осознать и реализовать эти слова. Для этого требуется время, предельная концентрация и внимательность, которые воспитываются с помощью любого вида йоги. Карма йога позволяет синхронизировать тело, ум и сердце, чтобы добиться своих целей. Карма йога – это всегда “делание”, но всегда иначе. Это делание с максимальным старанием, пониманием, самоотдачей и отказ от ожидания результатов своих трудов. Да, это легко сказать и трудно выполнить, но дорога возникает под ногами идущего. Человек, практикующий карма йогу уничтожает свое эго, служит другим и творит добро. Это – истинный путь к просветлению.
Вы никогда внешне не сможете отличить людей, занимающихся карма йогой. С виду они такие же, как и все остальные, и поступки их ничем особенным не отличаются. Однако, внутри они всегда спокойны, умиротворены и непоколебимы.
Карма йога позволяет выйти за пределы кармы
Она дает каждому из нас возможность увидеть сакральное в ежедневных вещах и событиях, в каждом прожитом моменте и в каждом встреченном человеке. Забудьте о том, что в современном мире невозможно жить без эго, это не так. Китайский йогин Хуанбо Сиюнь сказал: “Не давайте ежедневным событиям ослепить вас, но никогда не прекращайте свою деятельность. Поступая так, вы сможете стать просветленным”.
Google