Джапа йога

Джапа йога (Мантра йога)

Джапа йога
Джапа йога

Что такое джапа йога?

 

Джапа йога означает повторение мантр или имен Бога. Она относится к анга в йоге и считается духовной пищей для каждой души, ищущей ответа и освобождения. Бредя по пути самореализации каждый садхака (ученик) должен держать в руке шест – джапу. Джапа йога является настоящим волшебным эликсиром, который в наш век Кали-юги способен подарить человеку покой, блаженство и бессмертие.

 

В практике джапа йоги существует джапа, объединеннеая с дхъяной. Дхьяна – это тотальный контроль сознания, медитативная концентрация, процесс созерцания конкретного объекта, и так далее. Новичкам рекомендуется начинать выполнение джапы вместе с дхьяной, что облегчит процесс учебы. Позже, когда техники будут освоены, джапу и дхьяну можно выполнять как раздельно, так и совмещая с другими учениями йоги.

 

Имя (нама) и объект (рупа), обозначенные конкретным именем неразделимы. Мысль и слово неразделимы. Каждый раз, когда вы думаете о каком-то человеке, в вашем сознании возникает его образ, и наоборот. Даже когда вы совершаете джапу Рамы, Кришны или Иисуса, их образы предстают перед вашими глазами. Именно поэтому джапа и дхьяна также неразделимы и всегда совершаются вместе.

 

Когда вы совершаете джапа йогу, вы должны делать это с чувствами. Всегда знайте смысл мантр, которые читаете. Думайте о Боге, постарайтесь почувствовать его в каждой детали. Ощутите его свет внутри себя. Помните, что он всегда слышит ваши молитвы, он всегда рад им и всегда готов помочь вам следовать по пути Истины.

 

Мантра

Мананат-траяте ити мантра” – это обращение к манане, обдумыванию и мышлению. Она помогает избавится от сансары – вечного круга рождений и смертей. Благодаря мантрам, джива или индивидуальное сознание достигает освобождения от грехов, очищая свою карму, достигает высшего блаженства и полного освобождения. Мантры называются мантрами, поскольку достигаются с помощью психического процесса. Первая часть слова “ман” означает “думать”, а “тра” – “защищать” или “освобождать”. Соответственно, с помощью мысли, мантра освобождает ученика от рабства майи. Согласно Ведам, она дает возможность достичь четырех основных целей в жизни:

1. Дхарму (добродетель).

2. Артху (материальное благосостояние).

3. Каму (физическое и эмоциональное удовлетворение).

4. Мокшу (спасение).

 

Мантра похожа на божественность, выраженную посредством звука. Она есть Шакти, проявляющая себя в произношении. Священная мантра или Божественное имя является одним из символов Верховного Бога. Она обращается к самым таинственным глубинам общения мудрецов с богами, она известна со времен ведических Упанишад. Людям следует хранить эти символы, как драгоценные ключи к трансцендентальным мирам.

 

Джапа йогу можно отнести к точным наукам, поскольку в индуизме мантра обусловлена шестью неизменными принципами:

1. Риши (самореализовавшийся человек) впервые получил мантру от богов и через него она попала в наш мир. Он является ее драштой или проводником.

2. Мантра всегда строится по принципу чхандас – метрика, объясняющая поэтический метр в Ведах.

3. Каждая мантра составлена таким образом, что в каждом ее слоге заложена божественная энергия деваты.

4. Мантра содержит в себе биджу или семя. Это семя выражено в определенных словах или в их комбинациях, несущих мистическое значение, что и придает мантре божественную силу.

5. В мантре заложена энергия Шакти: то есть вибрации, создаваемые звуками отображают ее силу. Произношение мантр словно связывает исполнителя с Шакти, привнося в ее душу часть божественного могущества.

6. Мантра имеет килаку – стержень. Он позволяет сохранять энергию, приходящую из космоса внутри тела ученика, помогает раскрыть чайтанью – чистое сознание.

 

Зная эти понятия и честно выполняя практику, преданный ученик джапа йоги обретает даршану (видение Бога) через Ишту Девату.

 

Звук и изображение в джапа йоге

 

Каждый звук создан из вибрации. Вибрации создают различные неповторимые формы. Каждый звук может произвести в форму в незримом для человека мире, а комбинации звуков – сложные формы. Исходя из этого, повторение мантр имеет мистическую силу, способной проявлять Бога, подобно тому, как при расщеплении атома выделяется энергия, находящаяся в нем. Если мантра составлена правильно и направлена на обращение к конкретному божеству, то вибрации, издаваемые голосом произносящего достигают его или ее, привнося в материальный мир часть неведомого и святого. Бог одушевляется в момент произнесения мантры. Например, мантра “Ом намах Шивая” воспроизводит форму Бога Шивы, а “Ом Намо Нараяна” обращена к Вишну.

Слава божественного имени джапа йога

Имя Бога, произнесенное верно или неверно, осознанно или неосознанно, осторожно или с уверенностью, в любом случае приносит свои положительные плоды. Так же, как уничтожение присуще огню, так и сила уничтожения грехов присуща Богу. Людям остается только лишь выполнять бхава-самадхи, джапа йогу и стараться ощутить блаженное единение с Богом.

 

Следует помнить, что слава божественного имени не может быть обозначена с помощью ума и интеллекта. Не сработают также и слова описания его имени. Его энергия может быть реализована только через практику, то есть постоянное, верное и преданное повторение мантр или его имени.

 

В действительности, сила Шакти заключена в каждом слове, в каждом звуке. Если вы произносите какое-то неприятное слово, когда другой человек принимает пищу – его может стошнить. Если вы подумаете о какой-то вкусной еде – вы ощутите ее вкус во рту, у вас начнется слюноотделение. Если кто-то закричит “Змея, змея!” то вы отскочите в испуге в сторону. Слова поощрения способны обрадовать вас, а оскорбления разозлить. Это и есть истинная сила слова и именно поэтому произнесение имени Бога имеет высочайший потенциал. Он не поддается какому-либо измерению, ибо нет ничего выше этого. Даже сейчас, когда вы просто читаете эти строки про имена Бога и про технику выполнения джапа йоги, Бог пребывает в вас, очищает вас и становится ближе.

 

Разновидности джапы йоги

Мантры можно повторять устно, шепотом и про себя. Можно чередовать эти способы, особенно тогда, когда ум еще не полностью успокоен и требует разнообразия. Если вы будете делать что-то однообразно и монотонно – вы скорее заработаете себе отвращение, нежели откроете путь к Истине.

 

Мысленное повторение мантр называется манасика джапа, повторение вслух зовется вайкхари джапа, чтение мантр шепотом – это упамшу джапа. Даже простое механическое повторение несет очищающий эффект, однако, чтобы действительно пробудить сердце и ум, следует при каждом произнесении помнить цель, ради которой вы совершаете джапа йогу.

 

Практику лучше всего начинать с “произнесения” мантр в письменном виде. Для этого заведите специальный дневник, в который вы будете ежедневно в течении получаса записывать ишту-мантру или гуру-мантру, соблюдая при этом полную мауну. Выделите два дня в неделю, например, в субботу и воскресенье, когда записи будут длится в течении часа. Эта практика зовется ликхита-джапа, она в обязательном порядке стоит на пути развития тотальной концентрации.

 

Трудно переоценить преимущества ликхиты-джапы. Она помогает ученику работать над чистотой ума и сердца, она помогает совершать асаны, следить за индриями, она воспитывает выносливость. С помощью джапа-йоги можно быстро достичь душевного равновесия и беспристрастия. При длительном выполнении техник сама Шакти низойдет к вам и наполнит все ваше существо своей божественностью и бесконечностью.

 

Следует заметить, что если вы не знаете санскрита, вы можете писать мантры на любом другом языке.

 

Практические советы в джапа йоге

1. Выберите любую мантру или имя Бога, желательно по совету вашего Гуру и повторяйте ее от 108 до 1080 раз в день (1-10 раз).

2. Держите свою мантру в секрете и никому не рассказывайте про нее.

3. Лучше всего, если у вас будет одна мантра, посвященная Кришне, Раме, Шиве, Дурге, Гаятри или кому-нибудь другому.

4. Вставайте в 4 утра и совершайте джапу на протяжении двух часов. Ранее утро (брахмамухурта) и сумерки являются самыми благоприятными периодами для совершения джапы и медитации. Это время, когда больше всего работает саттва (чистота намерения).

5. Примите ванную, или просто омойте лицо, руки и ноги, прежде чем совершать джапу с утра. В другое время суток это не так важно. Если вам хочется читать мантры в другое время – делайте это.

6. Во время медитации сядьте лицом к востоку либо северу. Лучше всего сидеть на шкуре какого-то животного или на ковре. Если вы положите сверху на него какую-нибудь ткань, это повысит поток энергии во время джапа йоги. Лучше всего выбрать тихое место, например, в храме или на берегу реки.

7. Старайтесь находится в одной позе. Сначала у вас не будет получаться, но спустя месяцы практики и растяжек вы сможете сидеть в позе падмасаны, сиддхасаны или сукахасаны в течении трех часов.

8. Перебирайте в руках четки и постарайтесь не покидать место, пока не прочтете мантру до конца.

9. Для облегчения прочтите несколько молитв, прежде чем приступить к выполнению джапа йоги.

10. Используйте четки из рудракши либо туласи. Бусин должно быть ровно 108.

11. Не допускайте, чтобы четки висели ниже уровня пупка, держите руку у сердца или носа.

12. Не показывайте четки другим, не носите их на себе просто так. Лучше спрячьте их после практики в укромное место. Не забывайте их ежедневно мыть.

13. Переворачивайте бусины средним или большим пальцем, крайне не рекомендуется это делать указательным пальцем.

14. Не скрещивайте четки. Начните читать мантру заново по кругу, когда дойдете до 108-й.

15. Попробуйте совершать джапу без четок, просто следите за временем.

16. Практикуйте иногда джапу мысленно. Когда ваш ум неспокоен, начните читать вашу мантру про себя или шепотом.

17. Когда вы произносите мантру, вы должны сохранять ощущение, что Бог рядом, что он проникает в ваш ум, очищая сердце, мысли, он разрушает ваши иллюзорные желания.

18. Делайте джапу без спешки, целеустремленно и преданно.

19. Очень важно произносить звуки без ошибок. Читать нужно в размеренном темпе, однако, если вы чувствуете, что перестаете контролировать свой ум – скорость можно повысить.

20. Сохраняйте внимание и концентрацию во время джапа йоги. Если чувствуете, что вас одолевает сон – встаньте и пройдитесь.

21. Попробуйте синхронизировать произношение мантры с дыханием, медитируя на своего выбранного Бога. Сохраняйте его образ перед глазами.

22. Самое важное условие джапа йоги – регулярность. Только с нею можно достичь желаемого успеха.

23. Соблюдайте тишину и не отвлекайтесь ни на какие внешние факторы.

24. Очень важным условием является удержание своего тела и ума в статичном положении, поэтому сделайте все свои дела до джнана йоги, чтобы во время практики вас ничего не отвлекало. До начала, за 10-15 минут, прочтите молитву или пропойте имя Бога, настраиваясь на высшую любовь. Только после благочестивого выполнения вы можете покинуть свое место и продолжить заниматься мирскими делами. Сохраняя эту статичность, вы сохраните божественные вибрации внутри себя.

25. Совершайте джапу вне зависимости от жизненных обстоятельств. Если вы не будете забывать о высшей цели, то садхана будет выполнятся с легкостью, удовольствием и благостью.

 

Мантры для джапа йоги

К Кришне:

– Маха-мантра

– Ом Намо Бхагавате Васудевайя

– Ом Шри Кришнайя Говиндайя Гопиджана Валабхайя Намах

– Ом Шри Кришнайя Намах

 

К Шри Дэви:

– Ом Шри Дургайай Намах

 

К Ганеше:

– Ом Шри Ганапатайе Намах

 

К Шри Хануману:

– Ом Шри Ханумате Намах

 

К Хари:

– Ом Намо Нараяная

– Хари Ом

– Хари Ом Тат Сат

 

Джугал-мантра:

– Сита Рам

– Радхе Шьям

– Радхе Кришна

 

К Шри Кали:

– Ом Шри Кали Намах

 

К Шри Лакшми:

– Ом Шри Маха-Лакшмияй Намах

 

К Шиве:

– Маха-мритьюнджая мантра

– Ом Намах Шивайя

 

К Раме:

– Ом Шри Рам Джая Рам Джая Джая Рам

– Ом Шри Рамайя Намах

– Шри Рама Рама Рамети Раме Раме Манораме Сахасранама Таттульям Рама Нама Варанане

– Ом Шри Шита Рамачандрадхьям Намах

– Шри Рам

 

К Шри Сарасвати:

– Ом Шри Сарасватайе Намах

 

К Субраманье, Картикейе:

– Ом Шри Сараванабхавайя Намах

 

Шарангати мантра:

– Ом Шри Рама Шаранам Мама

– Ом Шри Кришна Шаранам Мама

– Ом Шри Сита Рама Шаранам Мама

 

К Трипурасандари:

– Ом Шри Трипура Сундарайя Намах

 

Мантры веданты:

– Ом Сохам

– Ом Тат Твам Аси

– Ом Ахам Брахма Асми
Google