Дживамукти йога

Дживамукти йога
Дживамукти йога

Философия Дживамукти Йога

Как путь к просветлению через сострадание ко всем существам, дживамукти йога взяла свое название от первоначального значении слова асаны «джива», которое на санскрите означает «сидение, связь» – то есть непосредственную связь с Землей. Земля держит на себе всё живое. Ссылаясь на Йога Сутры Патанджали, которые гласят, что асаны должны быть «стхира» и «сукхам» (неподвижные и удобные), дживамукти йога дополняет эту философию тем, что асаны должны быть также взаимовыгодными и последовательными, принося радость и счастье. Это – радикально новая идея, воплотившая в себя осознание того факта, что на практике дживамукти йоги можно разрушить корень культуры, в основе которой лежит видение Земли и других живых существ, как объекта эгоистичной эксплуатации человеком. Природа не создана для того, чтобы служить человеку. Природа создана, чтобы жить с ним в гармонии. И наоборот. Так, практика асан в дживамукти йоге становится больше, чем просто физическими упражнениями, помогающими поддерживать свое тело в форме или развивать силу или гибкость; дживамукти йога стала современным способом изменения своего отношения к другим живым существам. Таким образом она приводит к просветлению – мысли об обособленности растворяются, реализуется единство бытия, сиюминутное счастье крепко закрепляется за тем, кто занимается дживамукти йогой.

Философия дживамукти йоги выражается с помощью пяти принципов. Учителя школы Дживамукти Йоги воплощают эти принципы, и являются примером гуманности для самой школы и ее учеников, для людей, которые приходят на открытые уроки, во время семинаров, или даже просто ежедневных взаимодействий с другими людьми в рамках школы дживамукти йоги и вне ее. Учитель не обязательно учит последователей этим пяти принципам напрямую. Через другие слова, через поступки, даже через неделание он передает важную информацию тем, кто готов принимать и слышать ее. Однако, во время открытых уроков в школе Дживамукти Йоги, пять ее принципов играют особую роль, потому что это часть работы учителя – донести философию учения с помощью слов, лекций, семинаров и демонстрации. Для новичков каждый из пяти принципов дживамукти йоги должен быть четко описан и обсужден. Обсуждая их, студенты начинают понимать, что асаны нельзя рассматривать отдельно от духовного аспекта или пения и медитации, а наоборот, интегрировать все элементы, которые соединяют дживамукти йогу в единую целостную практику. Это обеспечивает оптимальный и сбалансированный подхода к цели основателей школы Дживамукти Йоги – обретение просветления через сострадание ко всем существам.

Пять принципов Дживамукти Йога

1. Ахимса. Непричинение вреда. Ненасилие. Сострадательный образ жизни, который должен распространяется на всех живых существ. Включает в себя этическую норму поведения в виде вегетарианства и веганства и уважения прав животных.

2. Бхакти. Осознание того, что Бог / Самореализация является целью всех практик йоги. В дживамукти йоге бхакти может быть выражена через пение и асаны, как настройка на достижение самых высоких целей.

3. Дхьяна. Медитация, созерцание, сосредоточение: подключение к вечной неизменной реальности путем выполнения различных практик, в том числе практик дживамукти йоги.

4. Нада. Развитие тела звука и ума через внимательное вслушивание и прослушивания. Нада может быть воплощена в уроке дживамукти йоги, где используется музыка, произносятся слова, где слушают голос учителя и даже тишину.

5. Шастра. Изучение древних йогических учений, в том числе санскритских пений. В узком понимании этого принципа шастра – это овладение человеком как-то знания или умения. Дживамукти йога может относится к шастре.

Школа Дживамукти Йоги

Дэвид Лайф и его супруга Шэрон Гэннон открыли школу Дживамукти Йоги в 1989 году в Нью Йорке. В настоящее время филиалы школы находятся в Америке, Канаде, Германии, Англии и Австралии. Дэвид и Шэрон много лет путешествовали и жили в Индии, где и обрели вдохновение создать школу Дживамукти Йоги. Они обучались философии индуизма у таких известных мастеров, как Свами Шивананда и Свами Нирмалананда.
Основой дживамукти йоги стали не асаны, не выполнение физических упражнению с целью улучшения здоровья, а комплекс практик, направленных на духовное совершенствование и повышение своей гуманности. По утверждению Шэрон Гэннон, дживамукти йога способна очистить карму человека, уничтожить его плохие поступки, а также снять блоки с чакр, которые мешают личностному росту. Последователи школы Дживамукти Йоги являются приверженцами вегетарианства и ахимсы.
На уроках дживамукти йоги ученики выполняют асаны параллельно с пением мантр, прослушиванием музыки, выполнением пранаямы и медитации.